Психологическая служба

О ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ В ДОУ

Педагог-психолог
Майорова Наталья Владимировна.
Высшее психологическое образование.
Высшая квалификационная категория.
Стаж работы с детьми – 20 лет.
Победитель городского конкурса профессионального мастерства «Содружество профессионалов» в номинации «Психолог года 2014».
Приоритетом в своей деятельности считает создание комфортной среды для всех участников образовательного процесса. Большое внимание в своей работе уделяет интеллектуальному и эмоционально-личностному развитию детей.

Сегодня всё больший интерес вызывает проблема связи чувств и разума,  эмоционального и рационального, их взаимодействия и взаимовлияния.

Что такое эмоциональный интеллект?

Выделяют четыре составляющие эмоционального интеллекта:

  1. Восприятие эмоций – способность человека распознавать собственные эмоции и эмоции другого человека (по мимике, жестам, позе, поведению, голосу).
  2. Понимание эмоций – умение определять причины появления той или иной эмоции у себя и других, устанавливать связь между эмоциями и мыслями.
  3. Управление эмоциями – умение контролировать эмоции, пробуждать и направлять свои и чужие чувства для достижения целей.
  4. Использование эмоций для стимуляции мышления – пробуждение в себе креативности, активизация работы мозга с помощью собственных эмоций.

Многочисленные исследования ученых, свидетельствуют  о том, что низкий уровень эмоционального интеллекта способен привести к закреплению комплекса качеств, названного алекситимией — невозможность выразить эмоции устно, подобрать необходимые слова, чтобы донести до собеседника всю гамму внутренних ощущений; затруднение в осознании и определении собственных эмоций, что повышает риск возникновения психосоматических заболеваний у детей и взрослых. Таким образом, умение разбираться в собственных чувствах и управлять ими является личностным фактором, укрепляющим психологическое и соматическое здоровье ребенка.

      Кроме того, исследователи установили, что около 80% успеха в социальной и личной сферах жизни определяет именно уровень развития эмоционального интеллекта, и лишь 20% — всем известный IQ – коэффициент интеллекта, измеряющий степень умственных способностей человека.  Оказывается, что совершенствование логического мышления и кругозора ребенка еще не является залогом его будущей успешности в жизни. Гораздо важнее, чтобы ребенок овладел способностями эмоционального интеллекта, а именно:

  • умением контролировать свои чувства так, чтобы они не “переливались через край”;
  • способностью сознательно влиять на свои эмоции;
  • умением определять, понимать свои чувства и принимать их такими, какие они есть (признавать их);
  • способностью использовать свои эмоции на благо себе и окружающим;
  • умением эффективно общаться с другими людьми, находить с ними общие точки соприкосновения;
  • способностью распознавать и признавать чувства других, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему.

Нужно ли развивать эмоциональный интеллект ребенка?

Зарубежные исследователи эмоционального интеллекта выявили некоторые возрастные особенности развития этого качества. Эмоциональный интеллект повышается по мере приобретения жизненного опыта, возрастая в период юности и зрелости. Это значит, что у ребенка уровень эмоционального интеллекта заведомо ниже, чем у взрослого, и не может быть ему равен. Но это не означает, что формирование эмоциональных способностей нецелесообразно в детском возрасте. Дети с низким уровнем развития эмоционального интеллекта испытывают трудности в общении со сверстниками, часто конфликтуют с ними или оказываются изолированы от коллектива. Они зачастую не справляются с эмоциональным состояниям в стрессовых и критических ситуациях.

Теория развития эмоционального интеллекта состоит в прохождении ребенком пути от понимания эмоций к управлению ими.

Как только ребёнок появляется на свет, начинается непроизвольное развитие его эмоционального интеллекта. Он видит улыбки родных и близких, чувствует их прикосновения, учится принимать и распознавать эмоции счастья, любви, заботы. На третьей неделе жизни у младенца появляется комплекс оживления – особая эмоционально-двигательная реакция, обращённая ко взрослому, которая выражается сначала в зрительном сосредоточении на лице мамы и папы, затем появляется улыбка, двигательное оживление и гуление. Знакомство ребёнка с эмоциями страха, грусти, боли происходит, когда начинаются колики, режутся зубки или мама долго не подходит к нему.

Целенаправленно развивая эмоциональный интеллект дошкольника, ребенок научится открыто проявлять свои эмоции, понимать их. Это поможет ему самостоятельно выбирать занятия исходя из своих интересов и желаний, научит полноценно взаимодействовать с окружающими, а также слушать и слышать других. Очень важно ребенку осознать, что все эмоции важны и все эмоции нужны. И радость, и интерес, и грусть, и злость. Каждая эмоция — это сигнал. И ребенок должен понять — для чего же сейчас пришла эта эмоция. Так эмоции становятся друзьями! Это основа гармоничного развития.

Итак, главное в дошкольном возрасте для ребёнка – полноценное проживание всего спектра чувств. Но в этом их не всегда поддерживают родители. Вспомните, как часто Вы слышали от своих мам и пап, а, может, и сами нередко говорили своему ребёнку: «Не плачь!», «Расстроился из-за ерунды», «Распустил нюни», «Не дерись, ты же девочка». Это не что иное, как подавление эмоций ребёнка, их обесценивание, которое не только не способствует развитию эмоционального интеллекта, но и заставляет ребёнка стыдиться себя и собственных чувств.

Родители – первые помощники в развитии эмоционального интеллекта ребенка.

Наибольшее влияние на эмоциональный интеллект (ЭИ) ребенка имеют родители. Исследования показали, что ЭИ ребенка становится следствием проявления навыков ЭИ родителей, а не их личного, детского опыта переживаний — стрессов, негативных ситуаций. Дети усваивают навыки эмоционального интеллекта родителей. Не имея перед собой родительского примера, дети лишаются наилучшего источника обучения.

Чтобы помочь детям разобраться в собственных чувствах, надо, прежде всего, не мешать им свободно их проявлять. Маленькие дети ещё не способны к сложным размышлениям о происходящих событиях, но их сознание, как губка, впитывает впечатления и переживания.

Важно не упустить это благодатное время для развития у ребенка эмпатии, сострадания, общительности, доброты. Для сопереживания и умения проявлять адекватные реакции на чужие эмоции ребенку нужен опыт совместного проживания своих эмоций и эмоций партнера по общению при различных по характеру эмоциональных воздействиях.

Несколько советов родителям.

  1. Четко выражайте свои чувства. Например: «Я сердита на папу, потому что он так поздно пришел»; «Я очень рада, что ты разложил все игрушки по местам».
  2. Обращайте внимание на то, что волнует ребенка, чем он обеспокоен.
  3. Разговаривайте с ребенком о чувствах. Наглядно показывайте эмоциональные проявления при помощи различных игр и бесед. Помогайте распознавать проживаемые чувства и эмоции. Научившись говорить с детьми на языке эмоций, мы помогаем им лучше понять себя.
  4. Познакомьте ребенка с разными эмоциями: найдите вкус и аромат радости, станцуйте танец грусти, смастерите ловушку для гнева.
  5. Старайтесь реагировать адекватно на эмоциональные проявления ребенка.
  6. Влияйте на эмоции ребенка, помогайте ребенку преодолевать негативные эмоции, научите ребенка управлять своими чувствами и эмоциями.

Используйте специальную литературу, которая поможет вам в  развитии эмоций ребенка:

-В. Шиманская  «Где живут эмоции?»  Практические задания для развития   эмоционального интеллекта.

— Елена Ульева «Компас эмоций». Сборник сказок для развития    эмоционального   интеллекта.                                              

— Елена Ульева «Как подружиться с эмоциями». Развиваем эмоциональный интеллект.

— Галецкая О. В., Азарина Т. Ю. «Развиваем эмоциональный интеллект».

Зачем в детском саду нужен психолог?
Каждое поколение родителей сталкивается и решает новые проблемы, связанные с «выращиванием потомства». И чем активнее мы стремимся развивать детей и заполнять их всевозможными знаниями, тем острее встает проблема сохранения физического, психического и духовного здоровья наших чад. Решение не лежит на поверхности и требует от родителей эмоциональных и временных затрат. Решить данные проблемы в детском саду может помочь педагог-психолог.

В условиях детского сада педагог-психолог осуществляет психолого-педагогическое сопровождение воспитанников. В чем оно заключается?

1.В первую очередь деятельность педагога-психолога направлена на помощь детям в адаптации к детскому саду. Ведь это очень сложный период, как для самих малышей, так и для их родителей. С помощью специально подобранных игр и упражнений, проводимых психологом с воспитанниками, дети легче привыкают к новой обстановке, быстрее знакомятся друг с другом, вступают во взаимодействие с новыми взрослыми.

Занятие по адаптации в младшей группе.

2. Детство — пора узнавания, исследования, изучения. Узнавая себя, исследуя мир, изучая его законы, ребенок постоянно развивается. Однако, в силу разных причин, не все дети развиваются одинаково. Для того чтобы выявить детей, имеющих трудности в интеллектуальном или эмоционально-личностном развитии и вовремя оказать им психологическую помощь, проводится психодиагностическая деятельность. Результаты проведенных исследований сообщаются родителям воспитанников, а с детьми, требующими особого внимания психолога, проводится развивающая работа.
Психодиагностика умственного развития
3. Знать и чувствовать – важнейшая отличительная черта разумного человека. Уловить едва заметную улыбку или почувствовать раздражение собеседника, сдержать обиду или разделить радость с другом – все это и есть мир наших чувств и эмоций! Однако дети не всегда правильно понимают даже простые эмоции, тем более трудно им осознать разнообразные переживания, которые возникают по мере расширения их связей с окружающим миром.
Ввести ребенка в сложный мир человеческих эмоций, помочь прожить определенное эмоциональное состояние и научить управлять своими эмоциям и помогают развивающие занятия «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь!», проводимые психологом с детьми среднего дошкольного возраста.

 

Занятие по развитию эмоциональной сферы детей.

4. Детский сад – это переходная ступень из веселого детства в серьезную школьную жизнь. И какой она будет – во многом зависит от подготовки ребенка к школьному обучению. Чтобы помочь старшим дошкольникам подготовится к школе, педагогом-психологом в детском саду реализуется программа развивающей деятельности «Успешный ученик», в которой большое внимание уделяется психологической подготовке детей к школьному обучению, развитию познавательных процессов, мелкой моторики, формированию мотивационной готовности (желание идти в школу).

Занятие по подготовке к обучению в школе.
5. Суждение о том, что детство — беззаботный период жизни человека, является мифом! Дети нуждаются в психологической помощи гораздо чаще, чем взрослые. Однако, ни для кого не секрет, что, зачастую, родители не могут помочь своему ребенку или найти один, самый верный выбор в сложившейся ситуации. Тогда самым лучшим «собеседником» для родителей станет психолог. Педагог-психолог в индивидуальных консультациях поможет родителям найти ответы на интересующие их вопросы, даст профессиональный совет, как разрешить ту или иную возникшую проблему.

Помимо индивидуальных консультаций, повышение психолого-педагогической культуры родителей осуществляется педагогом-психологом через тематические беседы на родительских собраниях, семинарах, тренингах. Родителям разъясняются способы создания условий и средств, необходимых для полноценного развития и воспитания их детей.
Психологическое здоровье ребенка играет не менее важную роль в его развитии, чем его физическое здоровье. Задача психолога заключается в том, чтобы помочь детямпреодолеть трудности, возникающие у него в процессе развития и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, войти в сложный мир человеческих отношений и… просто быть счастливыми!!!

                                        ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ВОСПИТАТЕЛЯМИ

                      КОНСУЛЬТАЦИИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Найдите нас

Адрес
443096 г. Самара,
ул. Чернореченская, дом 45

Часы
Понедельник—пятница: 7:00–19:00
Суббота и воскресенье: выходные дни